Синдром эмоционального выгорания представляет собой систему выработанных человеком реакций, исключающих всякие эмоции при контактах с другими людьми или в определенных ситуациях. Чаще всего это проявление связывают с профессиональной деятельностью. Синдром обычно развивается у людей, занятых в социальных сферах, направленных на оказание медицинской, психологической, физической помощи нуждающимся, а также в сфере образования.
Примеры развития синдрома эмоционального выгорания могут быть следующие. Учитель вкладывает душу, готовясь к каждому уроку, ищет индивидуальный подход к детям, использует все мастерство и старание, чтобы заинтересовать ребят в изучении предмета. Но в итоге получает равнодушие, плохую успеваемость и нежелание учиться. Что происходит с учителем? Он перестает стараться и искать разнообразие в уроках, ограничивается темой и информацией из учебника, не использует дополнительные источники, беспристрастно спрашивает домашние задания и ставит стандартные оценки.
Или медицинский работник. Со временем он теряет способность сочувствия к больному, просто выполняет технические обязанности (делает инъекцию, дает таблетку) либо, руководствуясь симптомами, производит назначения, не проявляя эмоций.
С одной стороны, «отключение» эмоций позволяет специалисту объективнее воспринимать ситуацию, не перенимать негатив на себя, что позволяет лучше организовать помощь. Все ли так просто или это отклонение само по себе нуждается в лечении – попробуем разобраться.
«СЭВ» — расшифровка понятия
«СЭВ» — расшифровка аббревиатуры означает «синдром эмоционального выгорания». СЭВ развивается через утрату энергии (эмоциональной, физической), проявляется в умственном, нервном, эмоциональном, общем утомлении и истощении организма. Специалисты определяют развитие СЭВ по следующим признакам:
- изменение отношения к работе в сторону безразличия и отсутствия ориентированности на результат. Работнику становится все равно, как продвигается проект или решается задача, у него отсутствуют эмоции даже в случае успеха или полного провала.
- Проявление безразличия или негатива по отношению к коллегам и партнерам.
- Недооценивание себя как специалиста, принижение собственных способностей и возможностей, падение самооценки.
СЭВ включен в международную классификацию болезней.
Что влияет на развитие СЭВ?
- Недостаток мотивации. Например, объем и сложность работы несоизмеримы с оплатой труда.
- Отсутствие значимого результата при относительно высокой трудозатратности.
- Недостаточное количество времени для достижения цели.
- Отсутствие умения управлять эмоциями.
- Повышенные требования к деятельности и завышенный самоконтроль.
- Неумение вести себя адекватно в сложных ситуациях.
- Сложные отношения с руководством.
Маслач – опросник для определения процессов синдрома выгорания
В 1986 году был создан специальный опросник «Маслач», позволяющий диагностировать профессиональное выгорание. «Maslach Burnout Inventory», в сокращении «MBI», определяет три степени и восемь сопутствующих фаз эмоционального истощения. В опроснике 22 пункта для расчета трех уровней:
- «Эмоциональное истощение». Наблюдается снижение эмоциональных проявлений, интереса и положительных чувств к обществу и окружению, прослеживается неудовлетворенность работой, социальным и материальным положениями, укладом жизни. На фоне этого состояния происходит отстранение от социума и ухудшение отношений с окружающими.
- «Деперсонализация». Отсутствует интерес к профессиональной деятельности, обязанности выполняются «спустя рукава», наблюдается негативное и порой агрессивное отношение к коллегам и клиентам. Человек в этой стадии позволяет себе оскорбительные высказывания, критические суждения, ставит себя выше окружающих.
- «Редукция профессиональных достижений». Наблюдается снижение удовлетворённости собственной деятельностью и результатами, игнорирование обязанностей, проявление сомнений в области собственной компетентности.
Опросник Маслач позволяет выявить уровень проявления СЭВ среди работников сфер медицины, образования, администрирования, бизнеса. Результаты направлены на разработку профилактических мер в области развития синдрома и улучшения микроклимата в коллективах.
Эмоциональная усталость
Эмоциональная усталость предшествует развитию синдрома эмоционального выгорания. Она характеризуется тем, что у человека постепенно пропадает интерес к тому, чем он привык и даже любит заниматься. Касается это чаще всего профессиональной сферы деятельности и работы.
Человек перестает как радоваться тому, что занимается интересным делом, так и огорчаться, если что-то не получается, часто проявляет безразличие. Если подобное состояние становится устойчивым и не проходит длительное время, появляется возможность развития апатии, психосоматических заболеваний, нервного истощения либо депрессии, а также СЭВ.
Эмоциональное истощение
Эмоциональное истощение – следующая стадия после эмоциональной усталости. Стресс и постоянное напряжение ведут к тому, что человек впадает в состояние депрессии, апатии, теряет полностью интерес к людям и событиям.
Другими признаками истощения являются потеря аппетита и сна, головные боли, нарушение координации, желание закрыться ото всех, прекратить любое общение, ощущение никчемности, полное отсутствие мотивации. Безразличие ко всему берет верх, человек превращается в циничного и равнодушного индивида.
Нервное истощение
Нервное истощение относят к заболеваниям психоэмоционального типа, развивающимся в условиях стресса и постоянного напряжения. Частой причиной появления нервного истощения является переутомление, при котором человек не успевает восстановить физические и моральные силы, отдохнуть, переключиться на иную сферу деятельности. Нервная система не выдерживает и дает сбой.
При нервном истощении человек теряет концентрацию, быстро устает, раздражается, проявляет негативные эмоции. Наблюдается снижение интеллекта и умственных способностей, потеря памяти и координации. Нервное истощение – серьезная проблема, решить которую самостоятельно лучше не пытаться. Только своевременное обращение к специалисту может выявить причины и устранить последствия развития болезни.
Деперсонализация: понятие отклонения и возможный тест на состояние
Деперсонализация в целом определяется как непринятие собственной личности, может быть диагностирована через тест. Он разработан российским психиатром Юрием Нуллером и носит название «диазепамовый». Тестирование проводится путем введения внутривенно диагностирующего препарата диазепам и исследования реакции испытуемого. Различают следующие виды результата:
— депрессивный, при котором больной чаще всего просто засыпает, не проявляя иных признаков.
— Тревожный, который показывает проявление тревожности и депрессии либо эйфории.
— Деперсонализационный, при котором наступает состояние повышенной осознанности, обострения чувств.
Пройти тест можно в случае появления следующих симптомов:
- Частичная утрата признания своего физического тела и психологических черт.
- Неспособность испытывать «тонкие эмоции» при сохранении общей способности выражать чувства.
- Желание игнорировать близких и их потребности, снижение восприимчивости к положительным и отрицательным событиям.
- Притупленное ощущение окружающей действительности, утрата ярких цветов.
- Отсутствие эмоциональной реакции на природу, шедевры художественного, музыкального искусства.
- «Пустота» в голове, ухудшение памяти.
- Отсутствие настроения (как хорошего, так плохого).
- Автоматизм выполняемых действий, утрата осознанности.
- Утрата воображения и образного мышления.
- Нарушения чувствительности и чувств в целом.
Деперсонализация разделяется на виды:
— аутопсихическая, при которой изменяется восприятие себя самого как человека и личности,
— аллопсихическая, при которой нарушается мироощущение в целом,
— соматопсихическая, при которой наблюдаются разногласия с собственным телом и его функциями.
Эмоциональное выгорание: тест
Тест на эмоциональное выгорание создал в 1996 году российский ученый В. Бойко. Он способствует определению уровня эмоционального выгорания и симптомов заболевания в зависимости от фазы. Согласно данному тесту, выделяется три основные фазы с четырьмя симптомами каждая.
1 фаза «Напряжение».
Происходит запуск синдрома эмоционального выгорания. Симптомы:
— «переживание психотравмирующих обстоятельств»: осознание факторов, вызывающих приступы отчаяния;
— «неудовлетворенность собой»: недовольство собой как личностью и профессионалом;
— «загнанность в клетку»: ощущение беспомощности и безвыходности;
— «тревога и депрессия»: разочарование, длительный стресс.
2 фаза «Резистенция».
Происходит попытка сопротивления депрессивному состоянию. Симптомы:
— «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»: либо никаких эмоций, либо бурная реакция на какое-то событие;
— «эмоционально-нравственная дезориентация»: утрата объективности, проявление цинизма и жестокости;
— «расширение сферы экономии эмоций»: ограничение общения, проявления чувств даже с близкими людьми;
— «редукция профессиональных обязанностей»: игнорирование задач, требующих повышенного внимания и эмоциональной окраски.
3 фаза «Истощение».
Наблюдается падение общего настроя, снижение активности, появление признаков нервного срыва. Симптомы:
— «эмоциональный дефицит»: утрата способности сопереживания и сочувствия, проявление грубости и нетерпимости;
— «эмоциональная отстраненность»: лишение эмоциональной окраски основной сферы деятельности;
— «личностная отстраненность (деперсонализация)»;
— «психосоматические и психовегетативные нарушения»: появление болезней, вызванных неприязнью и стрессами.
Подсчет баллов данного теста организован по каждому вопросу и определяется степенью тяжести. Тестирование позволяет выявить сферы, наиболее подверженные СЭВ и понять степень их развития. Рекомендации, разработанные В. Бойко, составляют систему профилактических мер для предупреждения развития синдрома.
Лучше всего с синдромом эмоционального выгорания поможет справиться психолог или психотерапевт. Но если вы хотите предупредить развитие заболевания на начальной стадии, следуйте приведенным ниже советам.
Определите сферу, в которой эмоциональное выгорание наиболее выражено. Объективно посмотрите на проблему и ответьте на вопрос: нравится ли мне то, чем я занимаюсь? Точно ли это то, что мне нужно? Если ответы отрицательные, займитесь «самокопанием» в поисках настоящей цели. Когда она будет определена, не понадобятся лишние усилия, чтобы составить план действий и следовать ему.
Исключите внешние раздражающие факторы: телевидение, радио, негативные новости из сети. Делайте то, что вам нравится, старайтесь переключать сферы деятельности, чтобы они не успевали надоесть и не начали нервировать.
Занимайтесь спортом, гуляйте, правильно питайтесь. Соблюдайте режим дня и достаточно спите. Уделяйте время отдыху. Организм не должен работать на износ.