Как работает мотивация?

Как работает мотивация

Многие люди, пытающиеся чего-то добиться в жизни или достичь цели, не раз задавались вопросом: «как работает мотивация?». Действительно, что движет человеком, когда он задается целью похудеть, заработать денег, построить карьеру, сменить работу? У каждого свои причины действовать, а, значит, и своя собственная мотивация. 

Откуда она берется, как правильно ее определить и что необходимо сделать, чтобы она работала?

Что такое мотивация?

Для начала попробуем понять, что такое мотивация.

Мотивацией называют определенный процесс, возникающий и проходящий у человека на психическом и физиологическом уровнях. Этот процесс заставляет человека действовать, добиваться поставленной цели, самосовершенствоваться, улучшать сферу деятельности и жизнь в целом.

Мотивация задает вектор, направляющий деятельность в определенное русло, она поддерживает в человеке активность, внушает оптимизм и воодушевляет. 

У людей могут быть разные цели: здоровье, гармоничные отношения, образование и самосовершенствование, путешествия, смена рода деятельности, работы, поиск деловых партнеров и друзей. Для каждой категории цели будет своя мотивация. С единственной оговоркой, что у всех все будет проходить по-разному. 

Современные ученые по-своему определяют понятие мотивации. Одни считают, что это комплекс психологических качеств, заставляющих человека что-то делать, другие утверждают, что мотивация – комплекс мотивов. Мотив, в свою очередь, рассматривается как некий предмет или ощущение, обладание которым составляет смысл деятельности. 

Люди воспринимают его как определенное переживание, характеризующееся позитивными эмоциями от обладания им, либо негативными от невозможности его заполучить. Обретению мотива предшествует существенная работа по обдумыванию и определению конечной цели.

Важно различать такие понятия, как мотив, потребность и цель. Фигурируя одновременно в идентичных понятиях, они могут путаться и уводить истинный смысл определений. Понять, чем они различаются, поможет простой пример с водой и человеком, испытывающим жажду:

  • жажда – это потребность;
  • желание попить воды – мотив;
  • бутылка с чистой питьевой водой – это цель.

бутылка воды

Какие виды мотивации известны психологам?

Различают следующие виды мотивации:

  1. Внешняя. Мотивация, ориентированная не на действия, а на внешний результат. Например, победа в спортивных состязаниях, школьных олимпиадах, производственных конкурсах.
  2. Внутренняя. Мотивация, ориентированная на саму деятельность. Например, занятия определенным спортом как способ снять напряжение (йога, боевые искусства).
  3. Положительная. Направленная на позитивный стимул (если буду хорошо учиться, поеду в лагерь).
  4. Отрицательная. Направлена на негативный стимул (если не буду получать двойки, меня не будут ограничивать в компьютерных играх).
  5. Устойчивая. Такая мотивации основана на удовлетворении естественных потребностей: утолении голода и жажды.
  6. Неустойчивая. Связана с необходимостью внешней поддержки: похудеть, отказаться от вредных привычек, научиться чему-то новому.
  7. Индивидуальная. Поддержка процессов саморегуляции жизнедеятельности организма: голод, жажда, постоянная температура, тонус мышц.
  8. Групповая. Осознание собственного места в социуме, проявление заботы о семье и близких.
  9. Познавательная. Игра, изучение какой-либо темы, исследование территории.

познавательная мотивация

Среди видов мотивации отдельными пунктами ученые выделяют различные типы мотивов, которые непосредственно являются двигателем сознания и определителями действий людей. 

  1. Самоутверждение, при котором человек пытается утвердиться в обществе, коллективе, добиться статуса и уважения.
  2. Идентификация, когда человек копирует известную личность, старается быть похожим на нее внешне, поведением, родом деятельности.
  3. Власть – желание руководить, приказывать, давать поручения, следить за исполнением.
  4. Процесс и содержание, когда привлекает не результат, а сама деятельность.
  5. Внешние признаки: успех, достаток.
  6. Саморазвитие, которое стимулирует личностный рост и повышение потенциала.
  7. Достижение результата, уровня мастерства.
  8. Просоциальность – долг и ответственность перед определенным кругом лиц.
  9. Аффилиация, когда человек старается стать частью компании людей, общество которых доставляет ему удовольствие. 

Главная роль в образовании мотивации биологического типа принадлежит гипоталамическому отделу головного мозга, области, в которой вырабатываются гормоны. Там проходят регулярный процесс перехода возникшей потребности биологического типа в мотивационную. Они начинают распространять свое влияние на другие отделы головного мозга, после чего гипоталамический отдел стимулирует формирование определенного поведения, связанного с мотивацией.

Ученые доказали, что для начала проведения какой-либо работы человеку необходима мотивация достаточно высокой степени.

Но при усиленной мотивации организм увеличивает уровень тревожности, нередко вызывающий физиологический и психический  сбой. Человек либо заболевает, либо разочаровывается от того, что все происходит не так, как он хотел.

Комфортный уровень мотивации – оптимум, должен быть определен человеком в соответствии с целью и путями ее достижения. При определении уровня значимости и важности цели не следует усиливать мотивацию чрезмерно.

МОТИВАЦИЯ

Известные теории мотивации

Теории мотивации изучают потребности людей и их связь с непосредственной деятельностью. Психологи выделяют три основных теории мотивации:

Содержательные

Они анализируют главные потребности людей и выясняют причины, которые изнутри заставляют людей действовать. Сюда относятся известные «пирамида» Маслоу, теории Альдерфера, Герцберга и МакКлелланда.

Пирамида Маслоу определяет главными потребностями людей следующие группы:

  1. физиологические (еда, вода, секс);
  2. безопасность;
  3. принадлежность и любовь;
  4. уважение и  почитание;
  5. познавательность;
  6. эстетические;
  7. самоактуализация.
Читайте еще:   Как начать новую жизнь

Абрахам Маслоу считал, что потребности являются одной из главных мотиваций человека и побуждают его к действию лучше всего. То, без чего человек не может обойтись, и является двигателем прогресса личности. При этом ученый был глубоко убежден, что пока человек не удовлетворил физиологические потребности и не обеспечил себе безопасность, он не может мечтать о любви и духовном развитии.

Клейтон Пол Альдерфер соотнес все потребности к трем группам:

  • существование;
  • связь;
  • рост.

В отличие от Маслоу, Альдерфер считал, что удовлетворение потребностей может быть начато с любой стороны: не только от физиологических к духовным, но и наоборот.

Дэвид МакКлелланд утверждает, что все потребности у человека появляются в течение жизни. Он выделял потребности движения, соучастия и властвования. Именно они, по мнению ученого, формируют остальные потребности и меняют жизнь человека, усиливая или ослабляя его мотивацию.

Автор теории двух факторов Фредерик Герцберг изучал, какое влияние оказывают на людей материальные и нематериальные факторы. Эту теорию активно используют работодатели в оценке мотивации и результатов работников.

факторы

Процессуальные

Предполагают распределение усилий и выбор поведения при выполнении набора действий, ведущего к достижению цели. Среди многообразия теорий этой направленности (а их насчитывается более пятидесяти), превалируют исследования Врума, Адамса, Портера-Лоулера, Локка.

Врум и его «теория ожиданий». Определяет, что потребность – не главная составляющая для мотивации. По его мнению, мотивацию определяет не только то, что человек хочет иметь, но и то, что он готов сделать для достижения желаемого. Эта теория успешно используется в бизнес-компаниях. Руководителю необходимо определить цель, сопоставить ее степени подготовленности сотрудников и их потребностям. При достижении правильного соотношения цель будет достигнута в срок.

Джон Стейси Адамс и теория равенства гласят, что оценка мотивации человека полностью зависит от того, сколько и что имели люди, ранее находящиеся в такой ситуации. То есть человек не столько оценивает самого себя, сколько сравнивает с другими. Здесь фигурируют такие понятия, как объективная оценка, недостаточная оценка, переоценка. 

Теория Леймана Портера и Эдварда Лоулера выделяет среди мотиваций уровень восприятия, достигнутые результаты, размер вознаграждения, степень удовлетворенности. Эти понятия взаимосвязаны и взаимозависимы, они влияют друг на друга и формируют окончательные потребности, определяют цели.

Модель теории Эдвина Локка утверждает, что поведение зависит от поставленных целей, потому что ради них человек готов выполнять некие действия. Согласно Локку, человек должен ясно осознавать то, что от него требуют, понимать сложность поставленной задачи и алгоритм ее решения.

Теории, имеющие специфическую картину

Теория МакГрегора базируется на стилях руководства: авторитарном и демократическом. Эти направления задают противоположные ориентиры и потребности. 

Авторитарный стиль руководства предполагает постоянный контроль над деятельностью работников, направление их трудом, материальное стимулирование и систему наказания. Упор на то, что изначально работники ленивы и мало на что способны.

Демократический стиль руководства считает главным способности и желания работников. Он предполагает, что ослабление контроля и предоставление свободы действий мотивирует сотрудника к выполнению заданий качественно и вовремя. Самовыражение и самореализация должны стать главными мотивами в деятельности при организации такого режима.

Теория Оучи предполагает внедрение принципов коллективизма, общей нацеленности на деятельность и успех. При этой организации работодатель стремится уделять особое внимание настрою и благополучию работников.

Таким образом, мы рассмотрели разные теории, подтверждающие одну мысль, что мотивация – это призыв к действию.

призыв к действию

Понятие «деятельность» в психологии

Деятельность в психологии означает совокупность динамических взаимодействий человека и мира, при которой происходит определенное направленное воздействие на какой-либо объект, а человек добивается за счет этого удовлетворения своих потребностей. 

Различные виды деятельности предполагают различные степени и уровни мотивации. Чем четче понимание мотива, тем выше уровень и сложность деятельности. 

Деятельность, вызванная мотивацией, является движущей силой развития и становления личности.

Мотивы деятельности

Мотивы деятельности напрямую связываются с необходимостью удовлетворения определенных потребностей. Имея мотив, человек определяет условия и направления деятельности. Мотив побуждает начать действовать, определяет поведение человека.

  1. Осознаваемые. Такие мотивы влияют на обычное и привычное поведение человека, побуждают его вести себя в соответствии с его уровнем воспитанности и восприятия мира и общества.
  2. Неосознаваемые. Когда человек не знает, почему он поступает так или иначе и ведет себя таким или иным образом.

Так, у каждого человека свои собственные мотивы, определяющие направления деятельности и пути самореализации. Правильная и «здоровая» мотивация может подвигнуть человека к выполнению определенного набора действий, влияющих на достижение цели и положительные жизненные изменения. 

Например, решив избавиться от болезней, человек принимает решение питаться правильно, принимать витамины, заниматься спортом, больше двигаться. Если мотивация «нездоровая», человек может стать жертвой собственных излишних действий: вызовет развитие анорексии или физическое истощение от нагрузок.

Поэтому крайне важно заниматься регулированием уровня мотивации и вовремя анализировать начатую под ее воздействием деятельность. Цель, к которой стремится человек, определяет план действий и мотивирует к достижению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Mind Evolutoin
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector