Стили воспитания, которые способствуют развитию у ребенка хронического чувства стыда, деструктивны, поскольку они приводят к сниженной самооценке, ограничению активности, снижению возможности использовать подходящий случай, исчезновению мотивации, ухудшению качества жизни.
Жесткое superego сдерживает проявление драйвов, во многом блокируя их реализацию. Человек начинает обвинять себя: «Я слишком много ем, я позволяю себе употреблять алкоголь, я добавляю много специй в пищу» и т. д.
Воздействуя на ego, superego мешает ему действовать по принципу реальности, оценивая стремление реализовать себя и свои потенциальные возможности как нарушение идеала.
«Как я могу позволить себе то, что мои родители никогда себе не позволяли? Что бы они сказали обо мне, если бы были живы?» — так думает человек, находящийся во власти жесткого superego.
Изменить подобную систему достаточно сложно. Формирование ассертивных когнитивных конструкций, которые нейтрализуют сверхконтроль superego в ряде случаев связано с большими трудностями. Считается, что это лучше делать в группе.
Люди, испытывающие сильное давление superego, которое «портит» им жизнь и снижает ее качество, на сеансах группового воздействия понимают, что это характерно не только для них, но и для всех тех, кто присутствует в группе. Осознание факта наличия общей проблемы нивелирует часть комплекса неполноценности.