Психические операции бессознательного анализа значений включают приобретенные в результате обучения навыки, которые после их более или менее длительного практического применения становятся автоматическими и бессознательными, выходя из зоны их интроспективного осознания.
В то же время, как указывают Kihlstrom (1987) и другие когнитивные психологи, анализ значений может осуществляться на основе информации, не доступной осознанию. В этих случаях происходит процесс бессознательного усвоения информации и значений.
Таким образом, когнитивная активность может осуществляться вне осознания на бессознательном уровне.
На бессознательный уровень «спускаются» приобретенные в процессе обучения навыки, о чем свидетельствует, например, невозможность описать музыкальные или спортивные навыки, рассказать об их «содержании» другим людям.
Сознательная концентрация на навыках, осуществляемых автоматически, мешает их выполнению.
Положение о когниции на уровне первичного процесса имеет непосредственное значение в практике психоаналитической терапии, так как пациенты находятся в состоянии бессознательной коммуникации с психоаналитиками, постоянно развивая в основном эту сторону контакта.
Dorpat приходит к заключению, что, к сожалению, многие профессионалы в области психоанализа не уделяют должного внимания бессознательному анализу значений, интерпретируя исключительно то, что происходит на уровне сознания.