То, насколько успешна та или иная компания, определяют стили руководства, которые применяются в ее ежедневной деятельности. Методика планирования, организация работы, распределения обязанностей, контроль за исполнением – все эти методы имеют значение для достижения результата.
Какие бывают стили руководства и типы руководителей – рассмотрим в статье.
Стили управления в организации
Стили управления, которые преобладают в организации, во многом определяют ее успешность и результативность. Манера руководства деятельностью компании и коллективом может одинаково положительно и отрицательно сказываться на ее результатах.
Дружный коллектив может много времени заниматься ерундой, не давая никаких показателей роста. В то же время сотрудники, мало контактирующие друг с другом, могут добиваться поставленных руководством задач и выводить компанию в лидеры.
Как выбрать правильные стили руководства и добиться той самой «золотой середины», когда люди в коллективе дружат и уважают друг друга, и результаты компании остаются стабильно высокими?
Понятие «стили управления» объединяет целый комплекс методов работы руководителя, способствующих раскрытию потенциала работников и повышению эффективности деятельности. Причем следует рассматривать не только методику работы внутри коллектива, но и методику организации внешних связей: партнерские и деловые отношения с другими компаниями и клиентурой.
Обычно успешные руководители объединяют разные стили управления и пользуются несколькими приемами при взаимодействии с подчиненными и партнерами.
Типы руководства по классификации К.Левина
Психолог Курт Левин проводил эксперимент, результатом которого стало создание классификации стилей управления. Согласно ей, выделяются три основных направления:
- Диктаторское. При таком стиле все решения принимаются исключительно руководителем без учета мнения коллектива и отдельных его членов. Практикуются строжайшая дисциплина и надзор за деятельностью каждого сотрудника. Качество работы регламентируется системой поощрений и штрафов (причем, при диктаторском стиле поощрение заслужить намного сложнее, нежели заработать штраф).
Все, что должны делать сотрудники, прописано в уставе организации или локальных нормативных внутренних актах. Каждый шаг или отступление от прописанных действий делается исключительно с разрешения руководства и по согласованию с начальником.
Управленец является единственным человеком, принимающим решения и контролирующим ситуацию. У данного стиля руководства есть один плюс – он прекрасно работает в кризис. Сотрудники действуют согласно инструкции, все стекается в одни руки, и начальник полностью держит ситуацию под контролем.
Минусов при таком стиле руководства, конечно, значительно больше. Во-первых, подчиненные испытывают постоянный стресс из-за прессинга руководства и ограничения свободы действий.
Во-вторых, если компания крупная, следить за деятельностью всех подчиненных руководителю сложно, поэтому процветает бюрократия, а решение даже незначительных вопросов откладывается на неопределенный срок.
В-третьих, единолично принимаемые решения не всегда правильны и объективны, поэтому среди перспективных и талантливых работников вероятны увольнения. Кроме того, компания начнет нести убытки и падать в рейтинге.
- Демократичное. Полная противоположность диктатуре руководства. Стиль строится на единении начальства с коллективом, на построении не просто рабочих, а теплых и дружеских отношений. Каждый сотрудник компании при демократичном управлении допускается к подготовке, обсуждению дел и принятию важных решений. Голос и мнение подчиненного имеет значение для руководителя.
Все задания даются в корректной и учтивой форме, сроки выполнения обговариваются или изначально устанавливаются адекватно. Замечания и пожелания не высказываются резко, а имеют мягкий рекомендательный характер.
Прибыль, получаемая от слаженной и корректной работы коллектива, делится согласно вкладам и трудовой деятельности. Руководитель старается никого не обидеть при распределении доходов.
Плюсы такого управления заключаются в том, что сотрудники мотивированы ходить на работу, добиваться поставленных целей и получать высокий результат.
Они знают, за что работают и ради чего стараются. Подчиненные уважают друг друга и руководителя, относятся с доверием и пониманием к коллегам, ответственно подходят к делу.
Минус стиля в том, что руководителю потребуется много времени, чтобы установить в коллективе доброжелательную и доверительную атмосферу.
Возможно, придется пожертвовать какими-то людьми, которые не примут подобную систему работы. Возможно, что это даже будут хорошие специалисты в своей сфере.
Они уволятся, но этот процесс неизбежен, их лучше отпустить, как говорится, с миром, нежели со временем дождаться неприятностей с их стороны.
Пока руководитель изучает характер и нравы подчиненных, может пройти достаточно длительный период, но итог работы после становления коллектива обычно превосходит все ожидания.
Команда работает как единое целое, все понимают друг друга и учитывают возможности. Взаимопомощь, взаимозаменяемость, уважение к делу и другим членам коллектива позволяют добиться высоких результатов.
Такой стиль руководства эффективен как при обычном режиме, так и в режиме кризиса.
- Либеральное. При этом направлении коллективу и подчиненным предоставляется полная свобода действий. Руководитель объясняет подчиненным, что его не касаются способы выполнения задания.
Значение имеет только то, чтобы это задание было выполнено качественно и в срок. Такой стиль руководства подходит людям на «удаленке», творческим коллективам и высокоорганизованным и ответственным сотрудникам.
Плюсы его в том, что люди, которые не находятся под постоянным наблюдением начальства, имеют свободу действий, способны творить и выдавать быстрые качественные результаты.
Минусы в том, что если в такой коллектив попадают безответственные работники, они отсиживаются в стороне, пока другие работают, и присоединяются к деятельности на этапе завершения, тем самым, показывая свою мнимую причастность.
Конечно, каждый стиль руководства имеет свои особенности, причем зависят они и от характера конкретного человека, выполняющего обязанности руководителя.
Типы руководителей: какой выбрать?
Какие типы руководителей способствуют быстрому продвижению компании? Согласно исследованиям, самым эффективным стилем руководства оказался демократический.
Следовательно, выигрывает тип руководителя, при котором начальство считается с мнением подчиненных, уважительно относится к людям. При этом умеет поставить правильные цели, определить задачи и установить срок исполнения.
Выполнение работы осуществляется под ненавязчивым контролем, с обсуждением промежуточных результатов и выдачей рекомендаций по дальнейшему продвижению деятельности.
Второе место занял авторитарный тип. Он оказался успешным в кризисных ситуациях: война, чрезвычайное положение, карантин и т.д. То есть то время, когда некогда рассуждать и планировать, а нужно действовать быстро, четко по выданной инструкции, соблюдая все необходимые рекомендательные меры. Жесткий контроль в таких ситуациях позволяет держать работу под наблюдением и получать нужный и ожидаемый результат.
В обычных условиях работы данный стиль руководства не является приоритетным, так как усиливает психическое напряжение подчиненных и уничтожает инициативу.
Тип, при котором руководит компанией либерал, оказался самым нерезультативным. Он исключает позицию лидера, тем самым не имеет ярко выраженной общей цели и прогрессивных путей развития. Работники предоставлены сами себе, каждый выполняет закрепленную за ним работу.
Но не все подчиненные в таком коллективе работают добросовестно. Поэтому компании, управляемые либералом, практически никогда не становятся лидерами.
Выбирая для себя путь руководителя и стиль управления, следует обратить внимание на такие качества, которые позволят организовать работу коллектива, не унижая людей. Важно:
- знать подчиненных по имени-отчеству,
- уважительно относиться к людям (подчиненным, партнерам и клиентам) в любых ситуациях,
- уметь корректно формулировать цели и задачи деятельности предприятия,
- корректно устанавливать сроки для выполнения заданий;
- правильно распределять обязанности между сотрудниками;
- подводить промежуточные итоги выполнения работ;
- формировать в коллективе дружественную атмосферу, не расхолаживая при этом подчиненных;
- мягко добиваться выполнения заданий без применения карательных и штрафных санкций,
- применять систему поощрений.
Хорошие отношения и доброжелательный климат в коллективе – залог успешной и результативной работы любого предприятия. Однако необходимо помнить, что успех зависит не только от стиля руководства, но и от деятельности коллектива, ответственности людей и их мотивации.