Стили руководства

Стили руководства

То, насколько успешна та или иная компания, определяют стили руководства, которые применяются в ее ежедневной деятельности. Методика планирования, организация работы, распределения обязанностей, контроль за исполнением – все эти методы имеют значение для достижения результата. 

Какие бывают стили руководства и типы руководителей – рассмотрим в статье.

Стили управления в организации 

Стили управления, которые преобладают в организации, во многом определяют ее успешность и результативность. Манера руководства деятельностью компании и коллективом может одинаково положительно и отрицательно сказываться на ее результатах.

Дружный коллектив может много времени заниматься ерундой, не давая никаких показателей роста. В то же время сотрудники, мало контактирующие друг с другом, могут добиваться поставленных руководством задач и выводить компанию в лидеры.

Как выбрать правильные стили руководства и добиться той самой «золотой середины», когда люди в коллективе дружат и уважают друг друга, и результаты компании остаются стабильно высокими?

Понятие «стили управления» объединяет целый комплекс методов работы руководителя, способствующих раскрытию потенциала работников и повышению эффективности деятельности. Причем следует рассматривать не только методику работы внутри коллектива, но и методику организации внешних связей: партнерские и деловые отношения с другими компаниями и клиентурой. 

Обычно успешные руководители объединяют разные стили управления и пользуются несколькими приемами при взаимодействии с подчиненными и партнерами. 

Стили управления в организации 

Типы руководства по классификации К.Левина

Психолог Курт Левин проводил эксперимент, результатом которого стало создание классификации стилей управления. Согласно ей, выделяются три основных направления:

  • Диктаторское. При таком стиле все решения принимаются исключительно руководителем без учета мнения коллектива и отдельных его членов. Практикуются строжайшая дисциплина и надзор за деятельностью каждого сотрудника. Качество работы регламентируется системой поощрений и штрафов (причем, при диктаторском стиле поощрение заслужить намного сложнее, нежели заработать штраф). 

Все, что должны делать сотрудники, прописано в уставе организации или локальных нормативных внутренних актах. Каждый шаг или отступление от прописанных действий делается исключительно с разрешения руководства и по согласованию с начальником. 

Читайте еще:   Как укротить время или основные фокусы тайм - менеджмента

Управленец является единственным человеком, принимающим решения и контролирующим ситуацию. У данного стиля руководства есть один плюс – он прекрасно работает в кризис. Сотрудники действуют согласно инструкции, все стекается в одни руки, и начальник полностью держит ситуацию под контролем. 

Минусов при таком стиле руководства, конечно, значительно больше. Во-первых, подчиненные испытывают постоянный стресс из-за прессинга руководства и ограничения свободы действий.

Во-вторых, если компания крупная, следить за деятельностью всех подчиненных руководителю сложно, поэтому процветает бюрократия, а решение даже незначительных вопросов откладывается на неопределенный срок. 

В-третьих, единолично принимаемые решения не всегда правильны и объективны, поэтому среди перспективных и талантливых работников вероятны увольнения. Кроме того, компания начнет нести убытки и падать в рейтинге.  

Типы руководства

  • Демократичное. Полная противоположность диктатуре руководства. Стиль строится на единении начальства с коллективом, на построении не просто рабочих, а теплых и дружеских отношений. Каждый сотрудник компании при демократичном управлении допускается к подготовке, обсуждению дел и принятию важных решений. Голос и мнение подчиненного имеет значение для руководителя. 

Все задания даются в корректной и учтивой форме, сроки выполнения обговариваются или изначально устанавливаются адекватно. Замечания и пожелания не высказываются резко, а имеют мягкий рекомендательный характер.

Прибыль, получаемая от слаженной и корректной работы коллектива, делится согласно вкладам и трудовой деятельности. Руководитель старается никого не обидеть при распределении доходов.

Плюсы такого управления заключаются в том, что сотрудники мотивированы ходить на работу, добиваться поставленных целей и получать высокий результат.

Они знают, за что работают и ради чего стараются. Подчиненные уважают друг друга и руководителя, относятся с доверием и пониманием к коллегам, ответственно подходят к делу.

Минус стиля в том, что руководителю потребуется много времени, чтобы установить в коллективе доброжелательную и доверительную атмосферу. 

Читайте еще:   Как перестать грустить

Возможно, придется пожертвовать какими-то людьми, которые не примут подобную систему работы. Возможно, что это даже будут хорошие специалисты в своей сфере. 

Они уволятся, но этот процесс неизбежен, их лучше отпустить, как говорится, с миром, нежели со временем дождаться неприятностей с их стороны.  

Пока руководитель изучает характер и нравы подчиненных, может пройти достаточно длительный период, но итог работы после становления коллектива обычно превосходит все ожидания. 

Команда работает как единое целое, все понимают друг друга и учитывают возможности. Взаимопомощь, взаимозаменяемость, уважение к делу и другим членам коллектива позволяют добиться высоких результатов.

Такой стиль руководства эффективен как при обычном режиме, так и в режиме кризиса.

Типы руководства

  • Либеральное. При этом направлении коллективу и подчиненным предоставляется полная свобода действий. Руководитель объясняет подчиненным, что его не касаются способы выполнения задания. 

Значение имеет только то, чтобы это задание было выполнено качественно и в срок. Такой стиль руководства подходит людям на «удаленке», творческим коллективам и высокоорганизованным и ответственным сотрудникам. 

Плюсы его в том, что люди, которые не находятся под постоянным наблюдением начальства, имеют свободу действий, способны творить и выдавать быстрые качественные результаты. 

Минусы в том, что если в такой коллектив попадают безответственные работники, они отсиживаются в стороне, пока другие работают, и присоединяются к деятельности на этапе завершения, тем самым, показывая свою мнимую причастность.

Конечно, каждый стиль руководства имеет свои особенности, причем зависят они и от характера конкретного человека, выполняющего обязанности руководителя. 

Типы руководства

Типы руководителей: какой выбрать? 

Какие типы руководителей способствуют быстрому продвижению компании? Согласно исследованиям, самым эффективным стилем руководства оказался демократический. 

Следовательно, выигрывает тип руководителя, при котором начальство считается с мнением подчиненных, уважительно относится к людям. При этом умеет поставить правильные цели, определить задачи и установить срок исполнения. 

Выполнение работы осуществляется под ненавязчивым контролем, с обсуждением промежуточных результатов и выдачей рекомендаций по дальнейшему продвижению деятельности.

Второе место занял авторитарный тип. Он оказался успешным в кризисных ситуациях: война, чрезвычайное положение, карантин и т.д. То есть то время, когда некогда рассуждать и планировать, а нужно действовать быстро, четко по выданной инструкции, соблюдая все необходимые рекомендательные меры. Жесткий контроль в таких ситуациях позволяет держать работу под наблюдением и получать нужный и ожидаемый результат.

Читайте еще:   Как побороть лень?

В обычных условиях работы данный стиль руководства не является приоритетным, так как усиливает психическое напряжение подчиненных и уничтожает инициативу. 

Тип, при котором руководит компанией либерал, оказался самым нерезультативным. Он исключает позицию лидера, тем самым не имеет ярко выраженной общей цели и прогрессивных путей развития. Работники предоставлены сами себе, каждый выполняет закрепленную за ним работу. 

Но не все подчиненные в таком коллективе работают добросовестно. Поэтому компании, управляемые либералом, практически никогда не становятся лидерами.

Выбирая для себя путь руководителя и стиль управления, следует обратить внимание на такие качества, которые позволят организовать работу коллектива, не унижая людей. Важно:

  • знать подчиненных по имени-отчеству,
  • уважительно относиться к людям (подчиненным, партнерам и клиентам) в любых ситуациях,
  • уметь корректно формулировать цели и задачи деятельности предприятия,
  • корректно устанавливать сроки для выполнения заданий;
  • правильно распределять обязанности между сотрудниками;
  • подводить промежуточные итоги выполнения работ;
  • формировать в коллективе дружественную атмосферу, не расхолаживая при этом подчиненных;
  • мягко добиваться выполнения заданий без применения карательных и штрафных санкций,
  • применять систему поощрений.

Хорошие отношения и доброжелательный климат в коллективе – залог успешной и результативной работы любого предприятия. Однако необходимо помнить, что успех зависит не только от стиля руководства, но и от деятельности коллектива, ответственности людей и их мотивации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Mind Evolutoin
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector